Музыкальное искусство с давних времен считалось эффективным инструментом духовного развития человека. Об этом говорили как сами музыканты, так и педагоги, философы и другие видные деятели мира науки. И они были правы, ведь по составляющей эмоционального воздействия с музыкой не сравнится никакое другое искусство.
Возьмем, к примеру, Древнюю Грецию. Одна из основных ролей в воспитании юных членов общества отводилась музыке. Сам Аристотель неоднократно указывал на тот факт, что с ее помощью удается снять психические переживания, следовательно, музыкальное искусство обладает, помимо педагогического, еще и терапевтическим воздействием. Другой известный античный ученый – Пифагор – был уверен, что музыка является своеобразным проявлением космической гармонии, частично передавая свой внутренний порядок слушателю. Использовалась музыка и в медицинской практике. В частности, Гиппократ нередко "прописывал" больным воздействие музыкой, считая, что она положительно влияет на здоровье человека.
Не удивительно, что музыкальное искусство развивалось и все больше проникало в самые разные области человеческой жизни. Результат не заставил себя ждать – музыка превратилась в предмет, обязательный к изучению в школе. Особенно активно музыкой и ее влиянием на психику человека и формирование его духовного мира, заинтересовались в XX веке. Армия сторонников необходимости внедрения музыкального образования в качестве основы для дальнейшей полноценной культурной жизни постепенно увеличивалась.
Согласно данным современных исследований, изучающих влияние музыки на детей, можно сделать однозначный вывод о важности более глубокого изучения музыкального искусства в рамках школьного учебного курса. Наиболее необходимо это в начальной школе, так как младшие школьники отличаются преобладанием эмоционально-чувственного восприятия и наглядно-образного мышления. Получается, что музыкальное искусство в силу своей специфики наиболее органично вписывается в область личностных потребностей детей младшего школьного возраста. Помимо этого, регулярное восприятие музыки положительно сказывается на кратковременной памяти учеников, повышает показатели невербального и вербального интеллекта, происходит процесс оптимизации функций мозга, улучшается умственная работоспособность и чувствительность зрительного, а также, что логично, слухового анализаторов. Естественно, музыка должна быть тщательно подобрана. Таким образом, наладив взаимодействие искусства и науки, можно успешно развивать у детей целостное видение окружающего мира. Попутно происходит гармонизация образного мышления с абстрактно-логическим, что наиболее важно в период начальной школы.